Черноярец (chernoyarec) wrote,
Черноярец
chernoyarec

Александр Зиновьев. Пьянство. Введение




От автора


Серия отрывков из книги, которая называется «Пьянство». Книга эта — в какой-то мере и социологическое исследование, в какой-то — просто собрание историй по поводу пьянства. Ну, это уже сами читатели должны решить, к какой категории отнести. Я отношу это к категории социологических романов, рассказов, поэм; в общем, это тот жанр, который я изобрёл с «Зияющими высотами».


Предисловие


Русское пьянство обычно смешивают с алкоголизмом. Конечно, оно связано с употреблением алкогольных напитков: многие пьяницы становятся алкоголиками. И всё же, русское (подчёркиваю — именно русское, а не любое) пьянство — есть явление качественно отличное от алкоголизма. Отличное до такой степени, что я ещё полвека назад в ответ на официальное заявление, что алкоголизм погубит Россию, это было в период очередной антиалкогольной кампании, высказал утверждение: «А пьянство спасёт её!» Высказал в шутку в одной пьяной компании, но в этой шутке была доля серьёзности. В этой работе я хочу рассказать о ней.


Я вступил в братство (именно в братство, а не в ряды) русских пьяниц в послевоенные годы. Слово «русских» тут имеет не этнический смысл. В наших выпивальных компаниях принимали участие не только этнически русские, но и евреи, и татары, и грузины, и укра́инцы, и представители других народов. Но все они при этом пили именно по-русски. Так что этот тип пьянства можно с полным правом считать русским вкладом в мировую выпивальную культуру.


Местом наших попоек была Москва. Причём, не где-то на окраине, а в её самой оживлённой части: самый центр, важнейшие сходящиеся к центру или проходящие неподалеку магистрали, окружение станций метро, вокзалы, парки, рестораны, кафе, столовые, закусочные, киоски и так далее. Иначе говоря, места, где было сконцентрировано большое число питейных точек. Расстояния между ними были незначительными или, с тогдашним дешёвым транспортом, легко преодолимыми.


Алкогольные напитки были сравнительно дёшевы и практически доступны в любое время. Достаточно сказать, что даже самые лучшие рестораны днём работали как обычные столовые. И даже в самые свирепые антиалкогольные кампании можно было в самых «трезвых» местах нелегально приобрести алкогольные напитки. Мне, например, приходилось многократно выпивать в компаниях в Доме журналистов, в Доме учёных, в ресторане «Националь», в ресторанах гостиниц «Москва», «Прага», «Пекин» и многих других. Среда выпивающих: студенты, аспиранты, научные работники, преподаватели высших учебных заведений, журналисты, художники, артисты, работники аппарата власти (включая партийный аппарат и органы государственной безопасности). Одним словом — образованные люди, в основном молодые. Они нормально работали, добивались успеха, делали карьеру. Пьянствовали, можно сказать, без отрыва от производства, то есть, в течение рабочего дня или вскоре по окончании работы. Это были дневные и вечерние пьяницы. Конченые и опустившиеся личности среди них были исключением. Некоторые становились медицинскими алкоголиками. Они, конечно, большую карьеру сделать не могли, но работали и обзаводились семьями.


Причиняло ли пьянство нам зло? — конечно, причиняло, и не малое. Вместе с тем и добра от него мы имели много. И трудно сказать, чего больше. Причём зло со временем оборачивалось добром, а добро — злом. Так что, дать однозначную оценку пьянству я не могу. Став профессиональным исследователем социальных явлений, и наблюдая употребление алкоголя как социальный объект огромного масштаба, я, в конце концов, отказался от оценки его в категориях добра и зла.


В самом деле — употребление алкоголя миллионами и миллиардами людей по масштабам и по влиянию на жизнь человечества сопоставимо с производством и использованием автомашин и самолётов. Общеизвестно, какое огромное зло приносит это человечеству во многих аспектах жизни. Но никто не оценивает эти изобретения человечества на этом основании как абсолютное зло. Ибо польза от автомашин и самолётов — несомненна, и человечество вряд ли откажется от них в обозримом будущем.


Русское пьянство возникло как компонент образа жизни некоторой части советских людей в условиях послевоенных годов. Оно было проявлением ослабления сталинизма и, в свою очередь, способствовало десталинизации страны. Именно в этой среде в эти годы возник интеллигентский фольклор, критический по отношению к советской социальной системе. Я в нём принимал самое активное участие: сочинял (как правило, импровизировал) сатирические и шутливые стихи, а также анекдоты, афоризмы, байки и языковые выражения, которые воспринимались как издёвка над советским образом жизни.


В эти годы я разработал моё учение о житии, то есть о поведении в условиях общества коммунистического типа. Мои знакомые и ученики называли его в шутку «зиновьйогой», а входившую в неё часть, касающуюся пьянства, называли (точно так же в шутку) «пьянологией». Поскольку это происходило в советские годы, то о публикации результатов этого творчества и речи быть не могло. Более того — нельзя было даже признаваться в своём авторстве. Кое что я начал публиковать в контексте литературных произведений лишь в 1976 году начиная с «Зияющих высот». Специально теме пьянства была посвящена значительная часть стихов, вошедших в книгу «Евангелие для Ивана», опубликованной на Западе в 1984 году.


В связи с горбачёвской антиалкогольной кампанией я по заказу одного западного издательства в 1989 году написал книгу «Веселье Руси», полностью посвящённую теме русского пьянства. По-русски она, может быть, будет напечатана в ближайшие годы впервые. В предлагаемом вниманию читателя тексте проблемы пьянства рассматриваются в том виде, в каком пьянство сложилось в советские годы. Рассказ ведётся от имени русского человека, ставшего пьяницей по зову души. Его рассказ относится к времени, когда в России началась самая грандиозная антиалкогольная кампания — горбачёвская. Она началась с маниакальным намерением превратить советский социальный строй в социализм «с человеческим лицом». А кончилась крахом не только этого строя, но и самой России. Целились в коммунизм, а попали в Россию — этот итог горбачёвской перестройки я констатировал уже тогда в 1989 году.


Читатель ни в коем случае не должен воспринимать этот рассказ как оправдание и даже как восхваление пьянства. Это, скорее, крик души человека, оказавшегося в безвыходном положении в условиях тех лет. Его рассказ — есть фактически описание этих условий в том виде, как они проявлялись через пьянство.




Александр Зиновьев. Пьянство. Содержание


  1. Введение

  2. Начало пути в пьянство

  3. Забегаловка

  4. Рядовой русский пьяница

  5. Пьянство и работа

  6. Пьянство и семья

  7. Пьянство и секс

  8. Собутыльники

  9. Постулаты пьянства

  10. Пьянство и алкоголизм

  11. Проза жизни

  12. Веселие Руси

  13. Пьянство и коммунизм

  14. Советский коллектив

  15. Пьянство и религия. Русский народ

  16. Учение о житии

  17. Старики

  18. Радость бытия. Пьяный фольклор

  19. Карьера и пьянство. Выпивальные компании

  20. Пьяный трёп
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments